Сайт Рыловой Оксаны Васильевны

учителя русского языка и литературы
Меню сайта

Ученикам

Коллегам

Категории раздела
Мои статьи [10]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка

С древнейших времен красота и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно владеть словом. Древний мудрец Аристотель сказал: «Хочешь узнать человека, заговори с ним».

Ещё в начале 90-х годов XIX века лингвисты начали говорить о снижении уровня культуры речи. В предисловии к справочнику Д.Э. Розенталя 1994 года издания сказано, что «литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной) лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскре­пощения и «демократизации»». За годы, прошедшие со времени издания этого справочника, данная проблема не перестала быть актуальной. Напротив, положение ухудшилось. Недостаточный уровень развития коммуникативно-речевых умений многих выпускников школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые до­пускают даже журналисты и политики, дополняется «засорением» языка СМИ не­литературными лексическими элементами: жаргонизмами, немотивированными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определя­ют настоятельную необходимость в корректировке речи учащихся.

Таким образом, перед учителем-словесником стоит задача не только расши­рить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской ре­чи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи, то есть целенаправленно и систематически работать над повы­шением уровня коммуникативной, языковой, культуроведческой компетентностей.

Все ошибки в речевом оформлении высказывания делятся на два типа - речевые и грамматические нарушения.

В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому язы­ку» сделана попытка разграничить понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка - это нарушение требования правильности речи. Ошибку мы расцениваем с по­зиции «правильно или неправильно сказано или написано». О ней мы говорим: так сказать (или написать) нельзя, это неправильно. Недочет - это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Не­дочет мы расцениваем с позиции «хуже или лучше сказано или написано». О нем мы говорим: вообще-то так сказать можно, но лучше сказать иначе.

С этой точки зрения все грамматические нарушения являются ошибками; речевые же могут быть как ошибками, так и недочётами.

Под речевыми ошибками в методике понимаются нарушения употребления слов с позиций их значения, а также их форм, грамматических конструкций с точки зрения установленных норм литературного языка в области орфоэпии, лексики и грамматики.

Речевая ошибка, как отмечает А.А. Леонтьев, - это «своего рода сигнал "шва" в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств».

К речевым недочетам относятся недостатки речи, связанные с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором вырази­тельных средств речи: лексические повторы и употребление лишних слов, штампы, бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение видовременной соотнесенности форм глагола и др. В.В. Виноградов, говоря о ре­чевых недочетах, указывал, что причиной их является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языко­вой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых ка­чествах разных слов, и влияние "дурной моды", разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости "чутья языка"». Поэтому так важна систематическая работа над уточнением смысла слов, выявлением правильности употребления той или иной граммати­ческой формы слова в сочетании с другими словами.

Среди речевых ошибок выделяются собственно речевые ошибки, связан­ные с неправильным употреблением слова, и грамматические. В отличие от грамматических ошибок, нарушающих структуру языковой единицы, речевые ошибки и недочёты связаны с неудачным употреблением правильно образован­ных слов или предложений. Это ошибки функциональные (в употреблении), а не структурные (в образовании).

Грамматические ошибки характеризуются нарушением структуры языко­вой единицы: неверным словообразованием и формообразованием, нарушени­ем норм управления и согласования. В соответствии с этим все грамматические ошибки слова разделяются на следующие виды: словообразовательные (нарушена структура слова), морфологические (нарушена форма слова) и синтаксические (нарушена структура словосочетания и предложения).

Наличие подобных ошибок свидетельствует, на мой взгляд, о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значения слов.

Школьная практика знает многие приемы исправления ошибок разных типов в речи учащихся. Здесь я изложу лишь один из возможных путей анализа ошибок.

Анализ и затем исправление ошибки складываются из четырех последова­тельных и взаимосвязанных действий и этапов: 1) чтение высказывания с ошиб­кой; 2) анализ ошибки; 3) выбор правильного варианта; 4) выписывание всего предложения в новой редакции.

На первом этапе, зачитывая предложение из школьного сочинения, содержа­щего речевой недочет или грамматическую ошибку, учитель дает возможность учащимся заметить эту ошибку. Так, в предложении Горький в начале романа опи­сывает о жизни рабочих слободки они находят неточность в сочетании слов опи­сывает о жизни. На втором этапе учащиеся анализируют ошибку - объясняют ее, раскрывают ее сущность (здесь ошибка на глагольное управление: глагол описы­вать требует существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием предложной конструкции говорить (рас­сказывать) о жизни. Третий этап - выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает, повествует о жизни). Четвертый заключительный этап - предложение выписывается с новой строки в исправленном виде.

Письменный анализ речевой или грамматической ошибки с ее исправлением выполняется кратко, строго по форме. Он может иметь в тетради такой вид: Он по­разил Татьяну взыскательными манерами. Неправильно применено слово взыска­тельными (смешение слов, близких по звучанию - взыскательный и изысканный). Правильно: изысканными. Редакция: Он поразил Татьяну изысканными манерами.

Как известно, в предложении может быть не одна, а несколько ошибок. В этом случае каждая ошибка анализируется и снабжается вариантом правки осо­бо. Затем дается общая редакция предложения: Образ главного героя показал большое воспитательное влияние для молодежи. 1. Показать влияние - нару­шено устойчивое словосочетание. Правильно: оказать влияние. 2. Влияние для молодежи - неправильное управление. Правильно: влияние на молодежь. Ре­дакция: Образ главного героя оказал большое воспитательное влияние на моло­дежь.

Для анализа учителю целесообразно подбирать наиболее типичные и сложные ошибки как для письменного, так для устного редактирования. Индивидуальные ошибки ученики (каждый в своем сочинении) исправляют и объясняют дома и вы­полняют специальные задания, подготовленные учителем. Необходимо поощрять индивидуальную работу учащихся. К самостоятельной правке отмеченных ошибок своего сочинения ученик переходит лишь после достаточного овладения логиче­скими операциями описанной нами схемы и практического ознакомления с наибо­лее распространенными разновидностями речевых и грамматических ошибок.

Эффективность данной системы работы можно проследить на основе ре­зультатов итоговой аттестации учащихся основной школы, которые успешно справляются не только с изложением предложенного текста, но и умело ис­пользуют лексические и грамматические ресурсы русского языка при создании элемента сочинения.

Несмотря на то, что основной курс изучения русского языка заканчивается в 9 классе, необходимо продолжить систематическую работу по формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей в рамках специального элективного курса.

 

Список литературы:

1.Розеиталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редак­тированию [Текст] / Д.Э. Розенталь. - М., 1994.

2.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3.Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку [Текст]: сборник ста­тей из опыта работы/Сост. В.И.Капинос, Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 1986.

4.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях [Текст] / СИ. Райский. - М.: Дрофа, 2006.


Категория: Мои статьи | Добавил: Alex (27.02.2012)
Просмотров: 3357 | Рейтинг: 5.0/1

 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Погода


RylovaOV © 2024