Сайт Рыловой Оксаны Васильевны

учителя русского языка и литературы
Меню сайта

Ученикам

Коллегам

Категории раздела
Мои статьи [10]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы

в условиях реализации ФГОС

Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт

В будущей России образование не должно
отделяться от духовного воспитания
.
Е. Н. Ильин

     

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. [1] Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». [2, 54] На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования.

Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. Исследования психологов и физиологов (Дж.Палфри, У.Гассер, Солдатова Г.В., Сандомирский М.) показывают, что дети, рожденные в 2000-2007 годах, - это дети мультимедийных технологий, «цифровые дети». Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны, как следствие, рост индивидуализма подростков. Почти всю информацию дети получают из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах. Сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются по ICQ или в Skypе, Вконтакте и др. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей. Многие живут в Сети в придуманных мирках, как следствие, обеднение и ограничение общения со сверстниками. У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров.

Ценности можно объединить в четыре основные группы: 

  • здоровье (физическое благополучие и безопасность);
  • семья;
  • социальные ценности (карьера, материальное положение);
  • ценности духовные (образование, культура).

Исследователи (Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е.) считают, что если ценности здоровья для нового поколения очень актуальны, перемещение внимания происходит и будет происходить в сторону социальных ценностей – карьера и благосостояние, то вот вторая группа ценностей (семейные) и четвертая (духовная) – в глазах нового поколения обречена на постепенную девальвацию, для значительной массы молодежи обесценивается и опять же будет далее обесцениваться. Группа людей высококультурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий приоритет, будет сокращаться.

На мой взгляд, попытаться противостоять этой негативной тенденции могут гуманитарные науки, в частности, уроки литературы. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности.

Идея опыта. Если включить обучающихся в системный процесс работы на уроках литературы по формированию духовно-нравственных ценностей, то это сформирует его положительное отношение к базовым общественным ценностям, обогатит его духовно-нравственными представлениями о жизни, будет способствовать формированию духовно-нравственной личности, поможет проявить внутреннюю ориентацию ребёнка на твёрдые духовно-нравственные ориентиры, выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения не только телесного, но и духовного.

Учитель современной формации, активно использующий возможности компьютера и Интернета, изменяет технологию образовательного процесса. Большой положительный результат дает организация уроков с использование рабочих листов, которые составляет сам учитель. Он выступает и как педагог (каждый класс — уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист (рабочий лист — уникален по оформлению и подборке материалов).

Концепция изменений.

Актуальность. В связи с происходящими в социально-культурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения приобретает особую актуальность. И.А. Ильин в своей статье «Русскому народу необходимо духовное обновление» писал о том, что никакая «внешняя реформа» не спасет нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека. Он особо подчеркивал, что «…нет такого школьного порядка, которое обещало бы человечеству, и в частности, в особенности России, обновление и возрождение, независимо от того, что будет созерцать его воображение и каков будет внутренний уклад его мысли и настроение, и каковы будут дела его жизни…» Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Помочь «изменить, наполнить духовно содержание» и призваны уроки литературы.

Литература в школе – прежде всего инструмент нравственного воздействия, средство духовной помощи тем, перед кем распахивается жизнь. Это направление некоторые высокомерно называют воспитательным. Они не понимают, не задумываются над тем, что у школы более высокой миссии, чем воспитание детей, нет и быть не может. Урок литературы – это не урок литературоведения. И задача его – вызвать у ребят любовь к чтению и «умение читать не глазами, а сердцем».

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые не только формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, но и способствуют развитию их личностной и творческой самореализации, духовно-нравственного развития.

Новизна. Ведущей идеей своей работы я считаю обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.

Данный опыт можно определить, как репродуктивно - рационализаторский, так как сущность его – в комбинации элементов известных методик, в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон школьного анализа произведения: организация уроков с использованием рабочих листов. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Рабочие листы помогают организовать самостоятельную деятельность обучающихся, а это и есть обязательное требование ФГОС.

Результат изменений. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Условия реализации опыта. Имеется возможность широкого использования опыта в профессиональной педагогической деятельности учителей русского языка и литературы. Область применения опыта может быть очень широкой: урочная и внеурочная деятельность, для всех учащихся соответственно возрасту.

Описание инновационного опыта педагога

Современная школа призвана  активно влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами литературы внедряю в свои уроки элементы различных образовательных технологий, но предпочтение отдаю принципу обучающего воспитания, разработанному петербургским учителем Е.Н. Ильиным. Этот принцип реализовывается через осмысление учащимися нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. «Каждый ученик, - говорил Ильин, - должен состояться как Человек», - и утверждал: «Уроки литературы только тогда воспитывают и вызывают интерес, когда они идут не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с писателем и его героями».

Использую в педагогической деятельности и методику В.Г.Маранцмана «Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством», которая предполагает три ступени: а) «эмоциональное погружение» в текст; б) анализ текста; в) использование «содружества искусств» (слово, живопись, музыка) для наиболее полного истолкования текста.

Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.

Больший положительный результат даёт организация уроков с использованием рабочих листов, которые составляет учитель. Рабочие листы помогают обучить учащихся конкретным способам деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка. Рабочий лист также позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу. Они призваны поставить ученика в активную позицию к содержанию текста. Учитель создает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся.

В чём принципиальное отличие рабочего листа от "чистого" листа? Во-первых, ученику легче сориентироваться в пространстве листа, он знает, что конкретно требуется сделать, каковы цели и задачи урока. Во-вторых, просматривая заполненный рабочий лист, ученик сможет самостоятельно подвести итоги своей работы. И в третьих, если учителю удается максимально использовать возможности ИК-технологий, и сделать рабочий лист привлекательным по оформлению и необычным по содержанию, то это способствует повышению мотивации учащихся.

На каком этапе урока можно использовать рабочий лист? Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.

Итак, рабочий лист – это, несомненно, экономия времени и внимания. Рабочие листы направляют деятельность и помогают акцентировать внимание на наиболее важных ее моментах. Разработанный специально к уроку, он помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе.

Задачи, которые можно решить при помощи рабочего листа, многогранны:

  • формирование навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся;
  • формирование навыков использования различных приёмов обработки информации;
  • формирование логических умений;
  • интенсификация урока, обеспечение дифференцированного подхода в уроке.

В зависимости от поставленных задач учитель определяет форму рабочего листа и способы работы с ним.

Достоинства авторских рабочих листов: 

  • учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки; 
  • при составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида; 
  • у учителя есть возможность интеграции материала; 
  • учитель создаёт пакет рабочих листов; 
  • материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.

Недостатки: 

  • большое количество бумаги и краски.

Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

Каждый урок литературы должен быть ярким, запоминающимся и результативным. Необходимым условием для этого является активная творческая деятельность каждого ребёнка. Добиться этого можно только за счёт создания необходимой рабочей и эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом творческом процессе.

Дидактический анализ: цели и задачи проведения уроков. Основные понятия. Методы. Формы. Технологии.

Это прежде всего уроки внеклассного чтения, которые запланированы в рабочей программе по литературе. Произведение и тема урока выбираются по результатам наблюдения педагога, собеседования с классным руководителем. Опираясь на собственный читательский опыт, либо на советы библиотекаря, подбираю произведение современной художественной литературы, в котором поднимаются проблемы, похожие на те, что испытывают обучающиеся в определенном возрасте.

Цели уроков:

Воспитывающая цель (личностный результат):

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации;
  • осознание на примере художественного произведения ценности общения между людьми разных поколений, ценностей своей семьи;
  • формулирование и осознание таких нравственных понятий, как счастье, дружба, альтруизм, чувство долга, уважение, понимание, эмпатия (сопереживание), ответственность, преодоление, человечность;
  • оценивание жизненных ситуаций в художественном произведении с нравственной точки зрения современного человека.

Обучающая цель (предметный результат):

  • знать приемы анализа и преобразования текстов; литературоведческие термины; изобразительно-выразительные средства языка;
  • уметь выразительно читать, понимать, анализировать художественное произведение; давать оценку и суждения по поводу прочитанного; отвечать на вопросы по тексту; выстраивать диалог с собеседником (ученик-ученик, ученик- учитель); строить монологическое высказывание; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; извлекать информацию из различных источников (тексты разных видов, иллюстративный материал, презентации, экранизации и др.) контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; выполнять логические операции (сравнение, выявление аналогий, анализ, синтез, обобщение); формулировать идею произведения, его проблемы, характеризовать героев; формулировать цель урока, делать выводы.

Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся познавательных общих (интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.

В основу построения урока положен системно-деятельностный подход, то есть такой метод, при котором обучающиеся являются активным субъектом педагогического процесса.

Формы работы:

  1. Групповая (основная)
  2. Индивидуальная
  3. Парная

Технологии: 

  1. Информационно-коммуникационные.
  2. Игровые. 
  3. Личностно ориентированное обучение.
  4. Проблемное обучение.
  5. Интерактивные.
  6. Технология проектной деятельности (проектное обучение).

Основные понятия.

Духовно-нравственные ценности - это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность. 31 декабря 2015 года Президент России В.В. Путин подписал Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Согласно данной Стратегии, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:

  • духовно-нравственные ценности и отношения,
  • семья и семейные ценности,
  • служение Отечеству и ее защита,
  • духовно-нравственные нормы,
  • гуманизм и гуманность,
  • милосердие и сострадание,
  • справедливость и честность,
  • единство народов России,
  • преемственность истории нашей Родины.

Индуктор (мотиватор, активизатор) – «индуктор» (от лат. inductor – возбудитель) – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого человека. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению, которая может представлять собой задание, связанное со словом, предметом, рисунком, воспоминанием, – чаще всего неожиданное для участников (учеников), в чем-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.

Приём «наложение» – приём, позволяющий перевести процесс изучения произведения из «стороннего», «внешнего», в личностный. Возникает в определенный момент урока при помощи личностно ориентированной презентации.

Личностно ориентированная презентация – презентация, содержащая фотографии учащихся класса, их размышления, эссе, ответы на ранее заданные вопросы, перекликающиеся с проблемными вопросами урока.

Рефлексия – размышление о своем состоянии, самоанализ деятельности и ее результатов, разговор с самим собой.

Методика проведения уроков.

Пропедевтика (подготовительный этап). Подготовка к проведению уроков включает два направления:

  1. Подготовка учащихся.
  2. Подготовка учителя.

Подготовка учащихся включает в себя выполнение особых заданий для всего класса: заполнение опросных листов, подбор фотографий, написание эссе.

Подготовка учителя включает в себя:

  • детальное изучение текста произведения;
  • написание конспекта урока (все разработки уроков являются авторскими);
  • создание рабочего листа и распечатка их. (Сложность в том, что для проведения уроков берутся самые современные произведения, текстов которых нет в продаже или которые редко продаются в магазинах, поэтому они тоже распечатываются для учащихся).

Используя метод наблюдения (или анкетирования, или/и собеседования с классным руководителем, или/и принимая во внимание советы психолога) учитель определяет проблему, которая возникает у обучающихся (например, отношение к «братья нашим меньшим»; сложные взаимоотношения мальчиков и девочек в классе; конфликты с родителями и т.д.). Учитель, опираясь на собственный читательский опыт, либо на советы библиотекаря, подбирает произведение современной художественной литературы, в котором поднимаются проблемы, похожие на те, что испытывают обучающиеся в определенном возрасте. Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся 5-7 классов проводится через систему работы с текстами современной художественной литературы.

Возраст, класс  Проблемы Художественное произведение
5 класс, 10 - 11 лет Отношение к «братьям нашим меньшим» (животным). Эмили Полин Джонсон «Лебединая песня»
6 класс, 11-12 лет Взаимоотношения между подростками, проблема настоящей дружбы. Людмила Улицкая «Бумажная победа»
7 класс, 12-13 лет Взаимоотношения «отцов и детей», отношение детей к матери. В. Н. Крупин «Молитва матери»

Начало урока. Урок начинается с мотиватора, или, другими словами, индуктора, который позволяет настроиться на нужный лад, подвести к теме урока.

Так, урок по повести Эмили Полин Джонсон «Лебединая песня» начинаю с демонстрации видеоролика «Лебеди» (звучит пьеса «Лебедь» Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», представлена в конце ролика картина британского художника Adrin Rigby); урок по рассказу В.Н. Крупина начинаю с прослушания музыкального фрагмента (молитва «Отче наш» в исполнении «Хора Турецкого») и прошу ответить на вопрос: что вы прослушали сейчас?

В каждом случае индуктор призван вызвать некое недоумение, вопрос, создать ситуацию непонимания. Тем ценнее затем будет открытие, которое свершится на уроке позже.

Формулировка темы и целей урока. Тему и цели урока учитель формулирует совместно с обучающимися. В некоторых случаях тема может почти совпадать с проблемным вопросом.

Класс Художественное произведение Тема урока Проблемный вопрос
5 класс Эмили Полин Джонсон «Лебединая песня»  «Твори добро на всей земли…» Каково наше отношение «братьям меньшим»?
7 класс В. Н. Крупин «Молитва матери» «Да святится имя твое». Как мы относимся к матерям?

Поиск решений проблемы, проблемного вопроса. К решению проблемы движемся через выполнение системы поисковых, исследовательских, творческих заданий, основанных на детальной, кропотливой работе с текстом произведения. Такие задания, подготовленные учителем, позволяют учащимся, опираясь на текст, делать собственные выводы, размышлять, спорить.

Приведу примеры различных заданий по работе с текстом:
«Твори добро на всей земли...» (урок внеклассного чтения по рассказу Эмили Полин Джонсон «Лебединая песня», 5 класс)

  1. Послушайте, как звучит Ниагарский водопад. Отметьте художественные средства, которыми писатель рисует картину водопада. (Учащиеся работают в рабочих листах, созданных учителем. Они выписывают из первого абзаца «гигантские потоки воды», «скачущие и рычащие», сравниваются с миллионом волков. Учащиеся приходят к выводу, что писатель видит в величественном, прекрасном водопаде опасного хищника, заманивающего лебедей в своё логово)
  2. В рассказе можно выделить трех героев: лебедей, Джимми и людей.

Охарактеризуем их, заполнив таблицу.

  Какой? Что делает?
Лебеди    
Джимми    
Люди    

Пример заполненной учащимися таблицы.

  Какой? Что делает?
Лебеди прекрасные
доверчивые
беззащитные 
прилетают
доверяют
погибают
Джимми маленький
добрый
смелый 
восхищается
сострадает
защищает
Люди злые
жадные
бессердечные
не сочувствуют
разрушают
губят

«Да святится имя твое» (урок внеклассного чтения по рассказу В.Н. Крупина «Молитва матери», 7 класс)

  1. Учитель задает вопрос: «В каких случаях человек обращается к молитве?» (Обучающиеся работают в рабочих листах: заполняют кластер «Молитва»?)
  2. Заполните таблицу «Сын» и «Мать» (Организуется работа в рабочих листах: заполняют таблицы. Сопоставляя описание матери и сына в разные периоды их жизни, обучающиеся приходят к выводу, что сын изменился, потому что осознал ошибку, а произошедшие изменения матери связаны с тем, что её сын раскаялся и  исповедовался.)
  3. Выпишите слова, которые можем считать нравственным ориентиром. (Обучающиеся работают в рабочих листах. «И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала все, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы.»)

На этапе поиска решений проблемы на уроках использую несколько приемов, позволяющих перевести процесс изучения произведения из «стороннего», «внешнего», в личностный.

  1. Приём «Чтение с остановками». Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?". Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы" или "Ромашка Блума".
  2. Приём «Рассказ – предположение по опорным словам». Задание в 5 классе: попробуйте спрогнозировать сюжет по опорным словам. О чем может идти речь в рассказе?

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.

Зачитываются версии, сравниваются. Учитель предлагает прочитать рассказ и выяснить: подтвердились предположения обучающихся.

Приём «Наложение». Это приём, когда одни эмоции, впечатления накладываются на другие.  При подготовке к уроку создаю личностно ориентированный ролик. Самое главное – это в нужный, правильный момент включить этот видеоролик. Тогда одни впечатления как будто «наложатся» на другие, и вымышленные герои, в общем-то, далекие от учащихся, в какой-то момент становятся понятными, «близкими», находят отклик в сердцах и умах современных подростков. Например, в 7 классе при подготовке к уроку «Да святится твое имя» прошу обучающихся выслать на электронную почту фотографии матерей, затем на слайд помещаю фотографию матери и ребёнка подбираю соответствующую песню - «Мама», слова и музыка Анастасия Чешегорова. Таким образом, отношения «литературного» сына к «литературной» матери и семиклассников к своим мамам как бы сливаются, накладываются. В5 классе предлагаю к песню в исполнении Сергея Парамонова на сл. Р.Рождественского и муз. А. Пахмутовой.

Рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности; является непременным и обязательным элементом урока. Она может быть трех видов:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексию на уроках провожу на разных этапах урока. Так, в 5 классе урок «Твори добро на всей земли...» начинаю с эмоциональной рефлексии: демонстрация видеоролика «Лебеди» (звучит пьеса «Лебедь» Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», представлена в конце ролика картина британского художника Adrin Rigby). Вначале важно создать у обучающихся определенный настрой, поэтому урок начинаю именно так. пОсле того как рассказ прочитан, то ещё раз прослушивают пьесу «Лебедь»Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», рассматривают картину «Лебедь» британского художника Adrin Rigby и отвечают на вопросы: что подвигло написать  такую музыку и картину, имеет ли такая красота цену вообще, а в рассказе Полин Джонсон?  Обучающиеся выясняют, что такая красота бесценна, а в рассказе писательницы имеет стоимость (20 долларов!).

Определят проблему произведения. В конце урока, после прослушивания песни в исполнении Сергея Парамонова на сл. Р.Рождественского и муз. А. Пахмутовой, учитель предлагает обучающимся оценить свое настроение и чувства на уроке и после него. В качестве рефлексии ребятам предлагаю метод «незаконченного предложения»: подберите синоним к «наш урок – это…».

В 6 классе обучающимся предлагается сделать оригами из бумаги (самолетик или что пожелают), написать пожелания своему однокласснику и подарить.

В 7 классе на уроке «Да святится имя твое» рефлексия провожу е два раза. Вначале урока - прослушание музыкального фрагмента (молитва «Отче наш» в исполнении «Хора Турецкого») для создания у обучающихся определенного настроя. На заключительном этапе провожу эмоциональную рефлексию - после просмотра видеоролика «Мама» учитель предлагает написать письмо - обращение к маме: что ты скажешь маме после сегодняшнего урока?  Вот некоторые примеры писем.

«Мамочка!
Возможно, нам не стоит больше злиться,
Не стоит попусту терять. 
Я буду рада за тебя молиться,
Всегда в толпе лицо твоё искать, 
И пусть проходят годы наши,
Я верю: ты живешь в душе моей, 
Твоя улыбка всего мира краше!
Всегда я буду помнить о тебе!»
«Мамочка, не всегда я тебя слушалась, но после сегодняшнего урока поняла, что ты у меня одна-единственная!!! Мама, теперь я буду смотреть на мир другими глазами, а ты мне будешь всегда помогать в исследовании этого большого и прекрасного мира!»
«Мамочка! Я очень люблю тебя! Конечно, иногда у нас бывают трудности, но ты всегда помогаешь мне. Я знаю, как тебе трудно, и буду стараться быть послушной дочерью».

«Спасибо, мамочка, за всё, что делаешь для меня, чему учишь меня, за любовь и ласку. Благодарю, что в трудный момент жизни поддержишь меня. Знай, мамуль, я люблю тебя!»

Данная методическая разработка удобна и доступна в использовании педагогами, работающими по новым образовательным стандартам, основывается  на исследованиях современных психологов и педагогов. Уроки в 2016 - 2019 годах были широко представлены педагогическому сообществу (конкурсы, конференции, семинары, открытые уроки, мастер-классы) и получили его высокую оценку.

В качестве иллюстрации предлагаю технологическую карту урока и рабочий лист к уроку внеклассного чтения по рассказу В.Н. Крупина «Молитва матери».

Представление методической разработки:

Публикации

  • Рылова О.В. «Твори добро на всей земле…» (по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня» [Текст] /О.В.Рылова// Современный урок литературы. «Читаем. Думаем. Спорим». Учебно-методическое пособие. – Киров, 2016. – ISBN 978-5-9905595-6-1
  • Рылова О.В. «Твори добро на всей земле…» (Урок внеклассного чтения по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня»). - Режим доступа: https://drofa-ventana.ru/material/tvori-dobro-na-vsey-zemle-urok-vneklassnogo-chteniya-po-rasskazu-polin-dzhonson-lebedinaya-pesnya--19811/, свободный.
  • Рылова О.В. «Да святится имя твое…» - Режим доступа: https://drofa-ventana.ru/material/da-svyatitsya-imya-tvoe--20014/, свободный.
  • Рылова О.В. «Да святится имя твое» (Урок внеклассного чтения по рассказу В.Н. Крупина «Молитва матери».) - Режим доступа: https://intolimp.org/publication/da-sviatitsia-imia-tvoie-urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-rasskazu-v-n-krupina-m.html, свободный.
  • Рылова О.В. «Да святится имя твое» (презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу В.Н.Крупина «Молитва матери»). - Режим доступа: https://intolimp.org/publication/da-sviatitimia-tvoie.html, свободный.
  • Рылова О.В. «Твори добро на всей земле…» (Урок внеклассного чтения по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня»). - Режим доступа: https://intolimp.org/publication/tvori-dobro-na-vsiei-ziemli.html, свободный.

В 2016 году на Межрегиональном фестивале современного урока литературы «Читаем. Думаем. Спорим» проведен для педагогов г. Кирово-Чепецка и конкурсной комиссии открытый урок литературы в 5 классе «Твори добро на всей земли…» (по рассказу Эмили Полин Джонсон «Лебединая песня») (Урок стал Победителем фестиваля-конкурса в номинации «Высокий духовно-нравственный потенциал урока»).

В 2017 году (14.03.2017) проведен открытый урок литературы в 5 классе «Твори добро на всей земли…» (урок внеклассного чтения по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня») для учителей русского языка и литературы Кировской области в рамках курсов повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС».

В 2017 году (14.11.2017) проведен открытый урок литературы в 7 классе по рассказу В.Н. Крупина «Молитва матери на тему «Да святится имя твое» в рамках курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Слово и текст: актуальные проблемы школьной филологии в контексте ФГОС».

В 2017 году участие в городском конкурсе «Лучший урок с использованием авторских мультимедийных средств» с разработкой урока внеклассного чтения по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня» «Твори добро на всей земли…» (Победитель городского конкурса).

В 2018 году участие в городском конкурсе «Лучший урок с использованием авторских мультимедийных средств» с разработкой урока внеклассного чтения по рассказу В.Н. Крупин «Молитва матери» «Да святится имя твое» (Победитель городского конкурса).

В 2018 году участие в городском профессиональном конкурсе материалов инновационного, педагогического и управленческого опыта работы с темой опыта «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы в условиях реализации ФГОС» (Победитель городского конкурса).

В 2018 году на сайте КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» в разделе «Банк педагогического опыта» представлен опыт Рыловой О.В. «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы в условиях реализации ФГОС» https://2019.kirovipk.ru/bank-pedagogicheskogo-opyta/bank-pedagogicheskogo-opyta/2018-05-24/rylova-oksana-vasilevna-uchitel

В 2019 году участие в реализации регионального проекта «Методы и приёмы развития духовно-нравственных качеств личности школьника на уроках литературы» (открытый урок внеклассного чтения по рассказу В.Н. Крупин «Молитва матери» «Да святится имя твое»).

Информационные источники

  1. Приказ Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// [Электронный ресурс]/ Российская газета. — Интернет-портал. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, свободный. 
  2. Львова С.И. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Русский язык и Литература/ С.И. Львова, Б.А. Ланин, О.М. Александрова. — Москва: Вентана-Граф, 2012. — 152 с.
  3. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  4. Солдатова Г.В., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
  5. Палфи Дж, Гассер У. Дети цифровой эры. – М.: Эксмо, 2011.
  6. Ильин, Е. Н. Педагогика Евгения Ильина. /Е. Н. Ильин // Первое сентября: газета для учителей. — 2000. — № 55.
Категория: Мои статьи | Добавил: Alex (21.04.2020)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0

 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Погода


RylovaOV © 2024