Сказуемое и его основные типы |
![]() | Теоретический
материал: |
Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский) Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами что делает предмет? какой он? Кто он такой? что такое предмет? каков он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени. По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. - Деревья продолжают желтеть. - Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом - глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми. Сказуемое может быть простым и составным. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте. Составное сказуемое составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная — грамматическое значение и добавочные лексические значения. По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть — инфинитив) и именное (основная часть — имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. — Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом — глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного во всех временах, сослагательного и повелительного, например: 1) Ум не замещает знания. Непосеянные зёрна не взойдут. (Пословицы) 2) Я волком бы выгрыз бюрократизм. (В. Маяковский) 3) Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Простое глагольное сказуемое может быть также выражено:
Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве. Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения:
Вспомогательная часть выражается:
Именная часть сказуемого чаще всего может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, именами состояния: Зелень - это песня земли. (А. Коптяева) Всё небо было в мелких облаках. (Д. Гранин) Юность всегда самоотверженна. (А. Герцен) Правда светлее солнца. (Пословица) Ночь была тёплая, тёмная и тихая. (Л. Толстой) Погода была не из приятных. (М. Поповский) Вся комната янтарным блеском озарена. (А. Пушкин) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов) В вагоне оказалось пусто и темно. (А. Чаковский) Реже именная часть выражается числительными и местоимениями: Пять плюс пять будет десять. Да кто ты?.. Да ты кто такой? (А. Чехов) Именная часть может быть выражена также цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Гуров считался одним из самых опытных водолазов аварийно-спасательной службы флота. (В. Конецкий) Он был мастером на все руки. (Н. Дубов) Существительное в именной части сказуемого при глаголе-связке быть может иметь форму им. и тв. п. Чаще всего им. п. обозначает постоянный признак, а тв. п. — временный. Например: Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов... Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего неудачником. (К. Паустовский) В состав именного сказуемого могут входить частицы это, не, как, будто, словно и др.: Самый верный признак истины — это простота и ясность. (Л. Толстой) Волк не пастух. (Пословица) Она мне как песня была. (С. Есенин) |
![]() | Онлайн тест |
![]() | Практическое задание: |
|
![]() | Ответы к
практическому
заданию |
![]() | Домашнее
задание |
Упражнение
№ |
![]() |