С древнейших
времен красота и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью.
Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно владеть словом.
Древний мудрец Аристотель сказал: «Хочешь узнать человека, заговори с ним».
Ещё в начале
90-х годов XIX века лингвисты начали говорить о снижении уровня культуры речи.
В предисловии к справочнику Д.Э. Розенталя 1994 года издания сказано, что
«литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной)
лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскрепощения и
«демократизации»». За годы, прошедшие со времени издания этого справочника,
данная проблема не перестала быть актуальной. Напротив, положение ухудшилось.
Недостаточный уровень развития коммуникативно-речевых умений многих выпускников
школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в
российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное
количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже
журналисты и политики, дополняется «засорением» языка СМИ нелитературными
лексическими элементами: жаргонизмами, немотивированными заимствованиями,
просторечными словами. Все эти негативные явления определяют настоятельную
необходимость в корректировке речи учащихся.
Таким образом,
перед учителем-словесником стоит задача не только расширить словарный запас
ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения
словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от
учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи, то
есть целенаправленно и систематически работать над повышением уровня
коммуникативной, языковой, культуроведческой компетентностей.
Все ошибки в
речевом оформлении высказывания делятся на два типа - речевые и грамматические
нарушения.
В «Нормах оценки
знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» сделана попытка
разграничить понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка - это нарушение требования
правильности речи. Ошибку мы расцениваем с позиции «правильно или неправильно
сказано или написано». О ней мы говорим: так сказать (или написать) нельзя, это
неправильно. Недочет - это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности,
выразительности, богатства речи. Недочет мы расцениваем с позиции «хуже или
лучше сказано или написано». О нем мы говорим: вообще-то так сказать можно, но
лучше сказать иначе.
С этой точки
зрения все грамматические нарушения являются ошибками; речевые же могут быть
как ошибками, так и недочётами.
Под речевыми
ошибками в методике понимаются нарушения употребления слов с позиций их
значения, а также их форм, грамматических конструкций с точки зрения
установленных норм литературного языка в области орфоэпии, лексики и
грамматики.
Речевая ошибка,
как отмечает А.А. Леонтьев, - это «своего рода сигнал "шва" в речевом
механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств».
К речевым
недочетам относятся недостатки речи, связанные с нарушением требований коммуникативной
целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические
повторы и употребление лишних слов, штампы, бедность и однообразие
синтаксических конструкций, нарушение видовременной соотнесенности форм глагола
и др. В.В. Виноградов, говоря о речевых недочетах, указывал, что причиной их
является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно
бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание
разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние "дурной
моды", разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые
кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой
культуре речи, о неразвитости "чутья языка"». Поэтому так важна систематическая
работа над уточнением смысла слов, выявлением правильности употребления той или
иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами.
Среди речевых
ошибок выделяются собственно речевые ошибки, связанные с неправильным
употреблением слова, и грамматические. В отличие от грамматических ошибок,
нарушающих структуру языковой единицы, речевые ошибки и недочёты связаны с
неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Это
ошибки функциональные (в употреблении), а не структурные (в образовании).
Грамматические
ошибки характеризуются нарушением структуры языковой единицы: неверным
словообразованием и формообразованием, нарушением норм управления и
согласования. В соответствии с этим все грамматические ошибки слова разделяются на
следующие виды: словообразовательные (нарушена структура слова),
морфологические (нарушена форма слова) и синтаксические (нарушена структура
словосочетания и предложения).
Наличие подобных
ошибок свидетельствует, на мой взгляд, о недостаточно сформированном умении учащихся
соотносить лексическое и грамматическое значения слов.
Школьная
практика знает многие приемы исправления ошибок разных типов в речи учащихся.
Здесь я изложу лишь один из возможных путей анализа ошибок.
Анализ и затем
исправление ошибки складываются из четырех последовательных и взаимосвязанных
действий и этапов: 1) чтение высказывания с ошибкой; 2) анализ ошибки; 3)
выбор правильного варианта; 4) выписывание всего предложения в новой редакции.
На первом этапе,
зачитывая предложение из школьного сочинения, содержащего речевой недочет или
грамматическую ошибку, учитель дает возможность учащимся заметить эту ошибку.
Так, в предложении Горький в начале романа описывает о жизни рабочих слободки
они находят неточность в сочетании слов описывает о жизни. На втором этапе учащиеся
анализируют ошибку - объясняют ее, раскрывают ее сущность (здесь ошибка на
глагольное управление: глагол описывать требует существительного в винительном
падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием
предложной конструкции говорить (рассказывать) о жизни. Третий этап -
выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает, повествует о жизни).
Четвертый заключительный этап - предложение выписывается с новой строки в
исправленном виде.
Письменный
анализ речевой или грамматической ошибки с ее исправлением выполняется кратко,
строго по форме. Он может иметь в тетради такой вид: Он поразил Татьяну взыскательными
манерами. Неправильно применено слово взыскательными
(смешение слов, близких по звучанию - взыскательный и изысканный). Правильно:
изысканными. Редакция: Он поразил Татьяну изысканными манерами.
Как известно, в
предложении может быть не одна, а несколько ошибок. В этом случае каждая ошибка
анализируется и снабжается вариантом правки особо. Затем дается общая редакция
предложения:
Образ главного героя показал большое воспитательное влияние для молодежи. 1.
Показать влияние - нарушено устойчивое словосочетание.
Правильно:
оказать влияние. 2. Влияние для молодежи - неправильное
управление. Правильно: влияние на молодежь. Редакция: Образ главного героя оказал
большое воспитательное влияние на молодежь.
Для анализа
учителю целесообразно подбирать наиболее типичные и сложные ошибки как для
письменного, так для устного редактирования. Индивидуальные ошибки ученики
(каждый в своем сочинении) исправляют и объясняют дома и выполняют специальные
задания, подготовленные учителем. Необходимо поощрять индивидуальную работу
учащихся. К самостоятельной правке отмеченных ошибок своего сочинения ученик
переходит лишь после достаточного овладения логическими операциями описанной
нами схемы и практического ознакомления с наиболее распространенными
разновидностями речевых и грамматических ошибок.
Эффективность
данной системы работы можно проследить на основе результатов итоговой
аттестации учащихся основной школы, которые успешно справляются не только с
изложением предложенного текста, но и умело используют лексические и
грамматические ресурсы русского языка при создании элемента сочинения.
Несмотря на то,
что основной курс изучения русского языка заканчивается в 9 классе, необходимо
продолжить систематическую работу по формированию коммуникативной, языковой и
культуроведческой компетентностей в рамках специального элективного курса.
Список
литературы:
1.Розеиталь Д.Э.
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст]
/ Д.Э. Розенталь. - М., 1994.
2.Введенская
Л.А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д:
Феникс, 2002.
3.Оценка знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку [Текст]: сборник статей из опыта
работы/Сост. В.И.Капинос, Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 1986.
4.Райский С.И.
Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях [Текст] / СИ. Райский. -
М.: Дрофа, 2006.
|