«Учителю
необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для
этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…»
Л.
Боровиков
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта
является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах
деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом
сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию
достижений педагога. Предлагаю ответы на следующие вопросы: что такое
мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы
критерии его эффективности. В педагогической литературе существует несколько
десятков определений понятия «мастер-класс».
Мастер–класс – это открытая
педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности
педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и
рутины.
Мастер–класс – это главное
средство передачи новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель
как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую)
методическую систему, включающую проектирование воспитательных методик, уроков,
мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с
различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс – это
эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и
воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных
методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников
занятия.
Мастер–класс – это особая
форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и
демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной
педагогической задачи.
Обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности
мастер-класса, а именно:
1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен
мнениями;
3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. Постановка
проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников
мастер-класса;
6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться
участникам;
7. Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому
методическому материалу;
8. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в
технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию,
а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.
Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера.
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в
овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы,
в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на
требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта
должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику
преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий,
которые направляют деятельности участников для решения поставленной
педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно
свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для
достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с
актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить
свои представления знаниями других участников.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в
составе малой группы (7-15 участников) при участии мастера, инициирующего
поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения
мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое
конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом
мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую
деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка,
воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и
обязательно личностное.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые
группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе
участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие
методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и
интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает
задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём
участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому
предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку
и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть
социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в
группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его
индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и
Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с
ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт»,
«понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии.
Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или
несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт,
подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с
информационным источником. Это то, что в других формах трансляции
педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет
самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса.
Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда
длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому
вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у
участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого
Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей
работы.
Позиция мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить
собственную позицию. Позиция мастера - это прежде всего позиция консультанта и
советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие
продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер
никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать
участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже
для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все
задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение
участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это
мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса
в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но
через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки
педагога, его самокоррекции.
Критерии качества подготовки и проведения
мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы
предлагаем использовать следующие критерии:
- Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее
представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике,
методике и практике образования.
- Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень
реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
- Прогрессивность.
- Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых
идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного
образования и методике обучения предмета, способность не только к
методическому, но и к научному обобщению опыта.
- Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в
активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на
занятии.
- Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание,
связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
- Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника
мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение
адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
- Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие
оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска
и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
- Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к
импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к
распространению и популяризации своего опыта.
- Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура
интерпретации своего опыта.
|